Причины заикания у детей — как лечить болезнь

Содержание
  1. Заикание у детей: причины и лечение болезни
  2. Симптомы заикания
  3. Лечение
  4. Последующая профилактика
  5. «Почему ребенок заикается?»
  6. Заикание у детей: причины и лечение
  7. Что такое заикание?
  8. Причины заикания
  9. Тактика поведения родителей
  10. Лечение заикания
  11. Резюме для родителей
  12. Как вылечить заикание у детей: причины, коррекция речи у ребенка
  13. Разновидности нарушения
  14. Особенности логоневроза
  15. Особенности неврозоподобного расстройства
  16. Этиология и патогенез нарушения
  17. Причины нарушения
  18. Фазы развития
  19. Клиническая картина
  20. Диагностика и терапия нарушения
  21. Что можно сделать в домашних условиях?
  22. Подводя итоги
  23. Как вылечить логоневроз или заикание у детей (2, 3, 4, 5 года): причины, медикаменты, массаж, упражнения
  24. Причины появления заикания
  25. Признаки
  26. Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
  27. Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)
  28. Методики лечения заикания
  29. Медикаментозное
  30. Массаж
  31. Упражнения

Заикание у детей: причины и лечение болезни

Причины заикания у детей — как лечить болезнь

В первую очередь родители должны понимать, что собой представляет такое отклонение как заикание. Данная патология является весьма сложным нарушением речи у человека.

Недуг напрямую зависит от психофизиологии ребенка, что может привести к нарушению плавности, целостности самой речи или произношения.

Заикание у детей старше года проявляется характерным повторением или удлинением звуков или слов во время произношения.

Симптомы заикания у детей в возрасте 2-3 лет обычно проявляются по различным причинам, которых в действительности больше, чем кажется на первый взгляд.

К основным причинам нарушения речи у ребенка старше года относится повышенный тонус двигательных окончаний речевых центров головного мозга, а также их временная судорожность.

Также нередко врачи диагностируют наследственные признаки недуга, что проявляется на раннем этапе, когда малыш начинает воспроизводить звуки (после года).

Причиной проявления признаков заикания могут стать некоторые последствия. Так, например, к недугу может привести хронические или острые стрессы, что приходится перенести малышу в возрасте года.

Нервная система в этом возрасте очень чувствительная к подобному раздражению. В связи с этим нарушения могут наступить через непродолжительное время.

Заикание может стать последствием перинатального поражения центральной нервной системы ребенка.

Психологические потрясения, испуг, переживания, которые довелось пережить ребенку в возрасте года, очень сильно отражаются на нервной системе. В результате через некоторое время могут появиться нарушения в речи. У взрослых подобное проявление обычно наблюдается в результате контузии или при физическом повреждении мозга.

У детей в возрасте года или 2-3 лет периодически наблюдается склонность к судорожному реагированию на определенные внешние раздражители. При не правильном проведении родов может также быть поврежден головной мозг, что увеличивает риск возникновения после года заикания.

Иногда маленькие дети могут периодически передразнивать заикающегося малыша, но через некоторое время непроизвольно продолжают воспроизводить звуки подобным образом. Эта причина не сама опасная, и лечения не требует. В данном случае нужно будет побороть такой устойчивый дефект при помощи регулярных занятий с больным ребенком.

Также причина может заключаться в том, что больной не получает в должной мере внимания от родителей, их любви и ласки. Моральное состояние и переживания способны отразиться на речевых центрах.

Нередко врачи могут обнаружить, что причиной заикания может стать инфекционное заболевание. Оно является тяжелым последствием недуга, если болезнь проходила в тяжелой форме с обширным количеством симптомов.

Опасны также заболевания эндокринной системы, которое увеличивают вероятность возникновения заикания в раннем возрасте, если лечение не было начато своевременно.

Периодически на некоторое время ребенок после 5-6 лет может начать заикаться, если его начинают переучивать с левши на правшу. По статистике подобное речевое нарушение наблюдается у 2% детей в возрасте до 4 лет.

У мальчиков оно наблюдается чаще, чем у девочек. Точно установить причину возникновения недуга можно лишь после проведения диагностики.

Когда будет установлена истинная причина нарушения, тогда врач сможет назначить соответствующий подход в лечении пациента.

Симптомы заикания

Очень важно чтобы родители смогли вовремя распознать проявления у больного речевых нарушений. Лечение нужно будет начать сразу.

В первую очередь следует обратить внимание на то, как ведет себя ребенок во время построения разговора. Признаком заикания может стать напряженное и судорожное состояние органов артикуляции и лицевых мышц.

Во время речи постоянно наблюдаются паузы, а также характерное повторения слов, слогов или звуков.

Во время разговора дыхание может периодически прерываться, оно приобретает поверхностные признаки, неритмичное. Если ребенок стал заикаться, то разговор он начинает после вдыхания воздуха или при вдохе. На лице могут появляться спонтанные неконтролируемые движения или сокращения мышц. При разговоре дети начинают часто моргать, а также раздувать ноздри. 

Если нарушения появились у ребенка после 6-7 лет, то они будут стараться скрыть некоторые проявления. При разговоре он может начать специально улыбаться или покашливать, чтобы скрыть некоторые дефекты, а также периодически зевать.

При осложнении речи у больного возникает постоянное напряжение лица, которое часто выражает различные гримасы или же нервозный тик. Во время разговора ощущается дискомфорт, может нарастать чувство страха, стеснение и другие признаки.

Дети обычно ночью плохо спят, часто плачут, сильно выражают эмоции, могут нервничать и капризничать. Такая реакция считается обычной, если больной стал заикаться.

Лечение

Для лечения важную роль играет то, какая причина стала основным возбудителем у ребенка заикания. Также для назначения курса лечения врач должен учитывать и возраст пациента. Для детей в возрасте 1-2 года и 5-6 лет могут быть рекомендованы разные подходы.

При своевременном и правильном лечении ребенка, который стал заикаться, недуг можно устранить с вероятностью до 80%. Иногда на это может потребоваться год или же больше. Установив причину, почему больной заикается, лечащий врач назначает курс терапии и методику лечения.

Лечение детей от заикания может проводить логопед, если причиной отклонений не является поражение центральной нервной системы. Если причиной стали сильные эмоциональные переживания, психологические стрессы, то лечение можно проводить у психолога или психиатра. В данном случае будет целесообразно применять специальные лекарственные препараты для восстановления.

Лечение можно проводить при помощи расслабляющих ванн, которые позволяют снимать стрессы у ребенка. Также можно использовать дыхательную гимнастику, лечебные массажи у врачей и иглоукалывание.

Основная методика лечения будет прописана педиатром, а медикаментозные препараты будут оказывать вспомогательное действие.

Они обычно направлены на снятие мышечных судорог в организме, активизируют деятельность головного мозга, а также способствуют успокоению нервной системы. Медикаментозное лечение обычно назначается для детей старше трех лет.

В медицине даже встречается практика использования гипноза в качестве лечебной процедуры. Этот процесс достаточно сложный, который используется для выявления причин возникновения у ребенка нарушений речи. Если патология не находится в тяжелой форме, то при помощи гипноза можно устранить недуг за несколько последовательных сеансов.

Дыхательная гимнастка должна практиковаться при любом виде заикания. Нужно делать постепенный медленный вдох воздуха, а в это время произносить короткие предложения. Особый дефект речи во время гимнастики органов дыхания встречаются у детей старше 4 лет.

При лечении может быть использована логоритмика. Она подразумевает ведение разговора под музыкальное сопровождение в движении. Такая терапия позволяет расслабить мозговой центр.

Когда мышцы будут расслаблены, то у больного малыша будет лучше получаться воспроизводить целостные звуки, слова или словосочетания без прерываний или частого повторения.

Логоритмика является одним из наиболее эффективных способов лечения ребенка, который стал заикаться, в возрасте 6-7 лет.

Также для лечения можно использовать некоторые рецепты из народной медицины. Отвары на основе лекарственных трав и настои должны оказывать успокаивающее и расслабляющее действие.

Очень важно, чтобы во время лечения больной не испытывал морального дискомфорта, так как его эмоциональное состояние в этот период очень важно для восстановления.

Такие средства народной медицины должны использоваться с согласованием врача и только в качестве вспомогательного лекарства.

Последующая профилактика

В качестве профилактических мер детям, которые стали заикаться, для родителей есть рекомендации от врачей. Родители всегда должны быть спокойными, когда разговаривают с заикой. Он должен слышать все слова отчетливо и разборчиво. В доме должна быть спокойная и тихая обстановка, так как резкие крики или шум только будут ухудшать речевой дефект больного.

Важно во время профилактики сохранять здоровый режим дня, правильно питание, а сон должен составлять в среднем 9 часов. Ребенку необходимо уделять больше времени, чаще хвалить и положительно реагировать на его старания. Однако не нужно злоупотреблять этим. Нельзя запугивать больного, строго наказывать, так как это может негативно отразиться на его психике в это время.

Желательно в соответствии с возрастом предоставить малышу книжки, чтобы он мог нормально их воспринимать. Если в них будут рисунки, то это будет плюсом. Также не стоит ребенка от 4 лет перегружать сложными заданиями, и не рекомендуется долго смотреть телевизор.

«Почему ребенок заикается?»

Чтобы разобраться в причинах и способах лечения заикания у детей, советуем посмотреть следующий ролик. В нем собраны многие ответы, которые окажутся полезными как для непосредственного лечения, так и для профилактики.

Источник: http://LechimDetok.ru/nervnaya-sistema/zaikanie-u-detej-prichiny-i-lechenie-9424.html

Заикание у детей: причины и лечение

Причины заикания у детей — как лечить болезнь

Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания.

  Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям.

 Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

Что такое заикание?

Спровоцировать заикание может сильный испуг или психоэмоциональное потрясение.

Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи.

  Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами мышц аппарата речи.  Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь.

Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков.  Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается  в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи.  Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с заиканием.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

Причины заикания

Заикание – самый распространенный детский невроз.  Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани.  Они могут быть тоническими и клоническими.

При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

  1. Физиологические нарушения:
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • наследственная предрасположенность;
  • травма головного мозга;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
  • переучивание левши на правшу.
  • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
  • потеря близких;
  • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
  • выраженное чувство обиды, ревности;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
  • чрезмерная родительская строгость;
  • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
  • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
  • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
  • перевод малыша в другой детский сад или школу;
  • переезд на другое место жительства.

К провоцирующим факторам можно отнести:

  • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
  • семейные неурядицы и скандалы;
  • проблемы в школе;
  • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
  • период прорезывания зубов и переходный возраст;
  • нарушения эндокринной системы;
  • инфекционные заболевания.

Тактика поведения родителей

Если у ребенка появилось заикание, родителям рекомендуется не заострять на этом свое внимание, а создать комфортную психологическую обстановку в семье.

При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение.

  Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

Детям школьного возраста нужно помочь сохранить свою самооценку, показать их сильные стороны, способности, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и избежать отчуждения,  облегчить социальную адаптацию.

Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

  • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
  • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
  • можно разучивать с ребенком песни;
  • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
  • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
  • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
  • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
  • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
  • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
  • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.

В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

  • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
  • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
  • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
  • короткие слова и фразы выговариваются легко.

Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует  найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

Лечение заикания

Занятия с логопедом помогут избавиться от заикания.

Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте.  Правила поведения родителей изложены выше.  Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку.  Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе.  Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку.

Даже 10-минутный разговор  перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия.

Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в  лечении.  Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

Существует достаточно много методов лечения заикания:

  • логопедические уроки;
  • дыхательные упражнения;
  • компьютерные программы;
  • точечный массаж;
  • лечение гипнозом;
  • медикаментозное лечение;
  • общеукрепляющее лечение.

На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной.  Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента. 

Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и ые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом.  Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова.  Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь  после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы.  Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога.  Могут применяться противосудорожные препараты, успокаивающие средства.

Лечение способствует нормализации функции нервных центров.  Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы).

  Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания.  Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации.

Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную).

Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

Питание ребенка должно быть витаминизированным, включать больше молочных продуктов и растительной пищи.  Рекомендуется ограничить употребление мяса, острых блюд, исключить употребление крепкого чая, шоколада.

Детям рекомендуется просмотр таких фильмов и программ, которые не вызовут у ребенка сильных эмоций.  Нежелательно включать громко радио, телевизор, слушать громкую музыку.

  Не нужно потакать капризам ребенка, но и не надо доводить требования до резкости.  Шумные и подвижные игры провоцируют заикание. Предпочтение следует отдавать спокойным занятиям (складывание паззлов, рисование, шашки, лепка).

  Посещение шумных развлекательных мероприятий, возбуждающих ребенка, не принесет пользы.

Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными. Но спортивные игры, особенно соревновательные, азартные, лучше исключить.

Резюме для родителей

Выявление заикания у ребенка – не повод для паники. Важно терпеливо и систематически выполнять рекомендации специалистов, и лечение будет успешным.

Нужно вовремя обратиться к логопеду и неврологу, а дома создать спокойную обстановку, способствующую излечению заикания. Не следует допускать громких окриков на малыша.

Ребенок должен поверить в себя и в возможность вылечиться, почувствовать поддержку близких ему людей.

В прилагаемом видео вы можете посмотреть программу из цикла «Осторожно: дети», которая посвящена теме заикания у детей.

Программа «Осторожно: дети». Тема «Заикание» : ( – 1, 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://myfamilydoctor.ru/zaikanie-u-detej-prichiny-i-lechenie/

Как вылечить заикание у детей: причины, коррекция речи у ребенка

Причины заикания у детей — как лечить болезнь

Заикание – это тяжелое психоречевое расстройство с характерными видимыми признаками. Нарушение может обнаружиться в детском возрасте или же проявиться уже во взрослой жизни.

Развитие заболевания в детском возрасте врачи связывают с отклонениями нервной деятельности, в группе риска дети с неврологическими расстройствами и заболеваниями головного мозга.

Заикание проявляется нарушением плавности и ритма речи, что связано с возникновением судорог в нескольких отделах речевого аппарата:

  • ые связки;
  • артикуляционный;
  • дыхательный.

Разновидности нарушения

В зависимости от причин развития и течения заболевания в медицине принято подразделять заикание на такие виды, как:

  • невротическое или логоневроз;
  • неврозоподобное (органическое).

В свою очередь невротическое заикание бывает:

  • тоническим – непроизвольные паузы в речи, растянутое произношение слов;
  • клоническим – многократное повторение отдельных слов либо слогов;
  • смешанным – в устной речи присутствуют симптомы тонического и клонического невроза.

Особенности логоневроза

Характерной чертой логоневроза является четкая взаимосвязь между нарушениями ритма устной речи и выраженной психоэмоциональной нагрузкой на ребенка, значимостью для него речевой ситуации.

При невротическом заикании у ребенка в спокойной для него обстановке заболевание практически не проявляется, однако, при стрессовых ситуациях, как только малыш начинает волноваться, то запинки в устной речи усиливаются.

Зачастую невротическое заикание приводит к развитию у детей логофибии – боязни говорить.

Логоневроз у детей, как правило, проявляется в раннем возрасте от 2 до 5 лет, именно в этот период происходит процесс активного формирования речевого аппарата ребенка.

Риск развития заболевания в более взрослом возрасте уменьшается, так согласно данным статистики количество случаев проявления заболевания среди детей возрастной группы от 5 до 6 лет составляет 2%, от 6 до 14 лет – 1%.

Неврологическое заикание сопровождается лицевыми тиками, лицевым мышечным напряжением, частым морганием, дрожанием губ и челюсти.

Особенности неврозоподобного расстройства

Неврозоподобное заикание является следствием остаточных органических изменений в работе головного мозга, вызванных патологическими состояниями в период вынашивания беременности, родов или же в раннем возрасте ребенка.

В отличие от логоневроза причины развития органического заикания скрыты в не психоэмоциональном состоянии ребенка, а в физиологии.

Характерные признаки неврозоподобного расстройства речевого аппарата:

  • повышенная речевая активность, сопровождаемая обильной моторикой;
  • косноязычие;
  • отсутствие логофобии.

Этиология и патогенез нарушения

Единого мнения об этиологии заикания не существует и по сегодняшний день, но, несмотря на различие взглядов на причины развития заикания у детей, ученые мужи едины в одном – существует ряд определяющих факторов:

  • возрастная категория ребенка;
  • половой диморфизм;
  • особенности речевого онтогенеза;
  • генетический фактор;
  • состояние центральной нервной системы;
  • наличие в анамнезе психической травматизации.

Наибольшее количество случаев заболевания приходится на детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в это период происходит активное развитие речевой системы. При этом у мальчиков уровень заболеваемости в сравнении с девочками выше в 4 раза.

Патогенез заикания связан с нарушениями координации едения, артикуляции и дыхательного процесса.

Причины нарушения

Причинами развития нарушений речи могут служить разные факторы:

  • психологические,
  • физиологические,
  • социальные.

Психологические причины заикания:

  • психоэмоциональное потрясение;
  • невротические реакции;
  • сильный испуг;
  • чувство обиды, ревность, желание привлечь внимание;
  • детские страхи.

К физиологическим факторам относят:

Спровоцировать заикание могут и социальные факторы, например, такие как перевод из одного детского садика в другой, смена места жительства, изучение иностранных языков в слишком раннем возрасте (перегрузка ребенка речевым материалом), чрезмерная строгость родителей.

Дефекты в устной речи у ребенка могут быть вызваны в результате подражания члену семьи страдающим заиканием.

Фазы развития

Принято выделять четыре фазы развития заикания в детском возрасте:

  • I-фаза: для первой фазы характерны небольшие запинки в размеренной плавной речи, незначительное заикание, как правило, в первых словах предложений. Ребенок никак не реагирует на трудности в произношение, боязнь общения отсутствует;
  • II-фаза: количество периодов запинания в плавной речи увеличивается, приобретает хронический характер. Заикание проявляется при быстрой речи, в многосложных словах. Ребенок осознают нарушения в устной речи, но не относит себя к заикающимся людям;
  • III-фаза: на данной фазе происходит закрепление судорожного синдрома, заикание происходит при произношении определенных звуков либо слов. Логофобия отсутствует, однако, ребенок пытается заменить «проблемные» звуки и слова другими;
  • IV- фаза: ребенок остро реагирует на реакцию окружающих на его патологию речи, развивается боязнь говорить, ребенок старается избегать речевых ситуаций.

Клиническая картина

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно ые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов ого аппарата:

  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

Диагностика и терапия нарушения

При диагностировании лечащий врач изучает историю болезни, учитывает психопатологическую симптоматику. Диагноз устанавливается на основании консультаций логопеда, психолога, невролога, после прохождения нейропсихологического тестирования.

Целью коррекции заикания является послабление либо полное устранение судорог речевого аппарата, сопутствующих патологий, укрепление нервной системы, воздействие на психоэмоциональное состояние заикающегося, коррекция поведения ребенка в социуме.

Коррекция – это сложная совместная работа маленького пациента и профильного специалиста.

Методов лечения детского заикания существует несколько, каждая авторская методика основывается на представлении автора о причинах развития нарушений речи.

К самым известным программам коррекции заикания у детей относятся:

  • методика Власова и Рау,
  • методика Мироновой,
  • методика Селиверстова.

Методы коррекции нарушения речи основываются на поэтапном усложнении речевых упражнений. Коррекционную программу можно условно разделить на три основных этапа:

  1. Задача первого этапа – создание доброжелательной обстановки, демонстрация образцов правильной устной речи, приобретение ребенком навыков простой ситуативной речи, расширение словарного запаса, знакомство с определенными предметами, их описание широко используется декламация, произношение заученных фраз.
  2. Тренировочный этап предусматривает обучение детей разными формами речи – ритмической, сопряжено-отраженной, шепотной. Широко используется форма общения «вопрос-ответ», игры, формы ручного труда — рисование, лепка, конструирование.
  3. На заключительном этапе методики корректировки речевых дефектов предусматривают закрепление полученных навыков, моделирование поведения при различных речевых ситуациях.

При выборе методики коррекции родителям и специалистам следует учитывать личностные качества ребенка.

Что можно сделать в домашних условиях?

Для лечения заикания в домашних условиях применяют:

  • самостоятельное логопедическое лечение;
  • дыхательные упражнения для ых связок и диафрагмы;
  • точечный массаж;
  • использование специальных компьютерных программ.

Подводя итоги

Непринятие мер по избавлению от заболевания у ребенка с раннего возраста чревато развитием осложнений, к подростковому возрасту нарушение может полностью подчинить себе жизнедеятельность, затормозить развитие личности в социальной среде, способствовать развитию комплексов, и, в конечном счете привести к передаче заикания следующему поколению в семье.

Основной мерой профилактики развития заболевания является избегание стрессовых ситуаций, психических травм. Важная роль в профилактики заикания у детей ложится на их родителей, к профилактическим мерам можно отнести:

  • доброжелательную обстановку в семье;
  • внимательное, ласковое отношение к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • избегание чрезмерных нагрузок.

При общении с ребенком нужно говорить размеренно, неторопливо. Уделять время для занятий с малышом, используя игровую форму общения, развивать мелкую моторику рук.

Если все же избежать заболевания не удалось и ребенку поставлен диагноз заикание, родителям не стоит впадать в панику. Важно своевременно обратиться к специалистам, строго соблюдать рекомендации врачей, оказать ребенку всестороннюю помощь в преодолении болезни.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaikanie-u-detej.html

Как вылечить логоневроз или заикание у детей (2, 3, 4, 5 года): причины, медикаменты, массаж, упражнения

Причины заикания у детей — как лечить болезнь

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Мальчики болеют почти в 4 раза больше чем девочки, и очень часто логоневроз из детства переходит во взрослую жизнь.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины, это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие, это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – энцефалиты, менингиты.
    • Травмы – ушибы головного мозга, сотрясения.
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события.

В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей.

Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы.

У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме.

Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы, при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу. Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы, быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, ой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании ых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений ыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь.

Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию.

Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

https://www.youtube.com/watch?v=r9jlC4LWg_A

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/zaikanie-u-detei.html

Просто лечим
Добавить комментарий